Санкт-Петербург

 www.spbfamily.ru

Сайт психолога и психотерапевта Бориса Фрейдина

Центр Консультирования Семьи

Телефон для записи на консультацию (812) 982-02-88 ::: Skype nobodyfault

Навигация:

Главная

Психолог для Мужчин

Психолог для Женщин

Психолог для ПАРЫ

Алфавит проблем

Вам

Семейный психолог

Об Измене

Сексолог

Подростковый психолог

Анализируем Подробнее

Ваши письма

Метод

Суть проблемы

Проверь себя

Сотрудничество

Обо мне

Как записаться на прием , ЦЕНЫ и СКИДКИ

Контакты

ОНЛАЙН КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Статьи



Текущая страница: слушать и услышать

слушать и услышать

 

 

Для начала давайте договоримся, что мы все являемся открытыми системами. Что это означает? Это означает, что для поддержания душевного равновесия и внутренней гармонии нам необходим обмен с другими людьми. Чем же мы обмениваемся? Информацией и эмоциями. Вместе взятыми (в дальнейшем, для простоты, я буду использовать только один термин “информация”). Факт обмена нельзя недооценивать. От того, насколько точно мы передаем и получаем информацию зависит очень многое:
 
- наша самооценка 
 
- cпособность точно определять, выражать и удовлетворять свои и чужие потребности
 
- способность к кооперации и интеграции
 
- умение идентифицировать себя и быть самодостаточным ( - ной)
 
- направление, способ и скорость нашей самореализации и многое , многое другое... 
 
 
Вам знакомо выражение:” Кто ясно мыслит – тот ясно излагает “? Уверен , что да! Тогда почему мы не задумываемся о том что и как мы говорим?
 
Собственно , почему вы уверены в том , что ваш партнер должен понимать вас именно так , как вы на это рассчитываете? С моей точки зрения – не должен. Если вы хотите донести до него важную для вас информацию, то ВЫ и должны прикладывать для этого определенные усилия....
 
Хотя, если честно, то разговор (как процесс передачи информации) не является чисто механическим и тем более односторонним актом коммуникации и прикладывать усилия должны две стороны: вы и ваш собеседник.
 
Для вас необходимо : подумать (!) , сформулировать свои мысли и правильно их озвучить. Для вашего собеседника: выслушать вас, подумать (!) и дать вам обратную связь (в виде ответа, комментария и т.д.) или уточнить то что ему не понятно.
 
Мы появляемся на свет со способностью слышать , учимся слушать и постоянно должны прикладывать определенные усилия для того что бы услышатьсвоего собеседника.
 
Знаете ли Вы, что более 70% партнерских, супружеских, семейных проблем обьединяет одна причина: люди НЕ СЛЫШАТ ДРУГ ДРУГА и как следствие этого - НЕ ПОНИМАЮТ.
 
Мы можем называть это по-разному : “... говорим на разных языках” , “ живем на разных планетах” , “ не достучаться , не докричаться “, “ как об стенку горох...” – суть одна- нарушение процесса коммуникации, т.е процесса приема – передачи информации.
 
Почему это происходит? Все просто , как A-B-C...
 
 
 
А) Потому что информация теряется.
 
 
Ниже представлены основные этапы потери информации:
 
1. на уровне формирования мысли (представьте, что у вас болит зуб, вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения или просто устали или.... – согласитесь, что это будет мешать вам сосредоточиться)
 
2. на уровне передачи информации (вы говорите слишком тихо, слишком громко, монотонно, расплывчато, допускаете слишком длинные или слишком короткие паузы и т.д.)
 
3. на уровне среды распространения информации (сильное общественное мнение, родственников, друзей, громкая музыка, много посторонних, и т. д. )
 
4. на уровне приема и обработки информации (вы говорите слишком сложно, ваши слова имеют двойное толкование, путаетесь или сами не понимаете о чем говорите и т.д.)
 
5. на уровне обратной связи от собеседника (если он вас не правильно понял, мало вероятно, что вы получите ту обратную связь на которую рассчитываете)
 
По данным различных авторов , на каждом из описанных выше этапов происходит потеря от 2 до 10% общего обьема передаваемой информации. Вдумайтесь! Половина передаваемой вами информации теряется! Одна сторона (А) не умеет говорить , другая сторона (Б) не умеет слушать. Диалог не получился. В следующий раз: сторона (Б) – проявляет неумение говорить, а сторона (А) – соответственно, неумение слушать. Все круг замкнулся. Поговорили.
 
 
 
В) Потому что информация блокируется (собеседником) 
 
 
6 основных причин заставляющих нас блокировать поступающую информацию:
 
1. принцип де жа вю - уже виденное, уже слышанное (ничего нового и полезного, напрягаться не надо)
 
2. плохая организация сообщения - отсутствие внутренней логики, информационные блоки не завершены, последовательность и связь между ними нарушена, факты “тонут” в огромном количестве деталей и т.д. 
 
3. конкуренция “на входе” - при наличии одновременно двух информационных потоков - блокируется наиболее “cложный” и наименее “ приятный”.
 
4. агрессивное поведение, оскорбления и унижения в процессе передачи информации - агрессия воспринимается как угроза и не способствует лучшему усвоению информации..
 
Никто не желает такого обращения. Внутреннее сопротивление, негодование и обида блокируют принятие информации или существенно ее искажают.
 
5. ваш догматизм - психологическая установка не допускающая наличие альтернативной точки зрения (соответственно, если есть только одна правильная точка зрения – то зачем выслушивать вторую?)
 
6. несоответствие слов партнёра его поступкам – вас либо только пугают, либо только обещают и никогда ничего не делают.
 
 
 
C) Информация поступает не вовремя.
 
 
1. Преждевременная подача информации – ваш партнер не готов ее воспринимать (как говорится – еще не созрел)
 
2. Запоздалая подача информации – партнер принял окончательное решение , событие перестало быть для него / нее актуальным. (‘ поезд ушел”)
 
3. Информация “не к месту” - внимание партнера сосредоточено на чем-то другом.
 
 
Отдельно стоит отметить  категоричность  и пренебрежение ,которые часто слышаться от многих мужей и жен. А дальше что? Люди перестают включаться в диалог потому что увствуют себя в нём не комфортно, они не видят смвсла что- то обсуждать, потому что не верят в то что будут услышаны и поняты. Непонимание растёт , а доверие уходит. Если человек не может передать другому обычную , повседневную информацию, как он будет делиться своими тревогами и переживаниями? В этот период ,как никогда необходимо знание приёмов активного слушания.
 
 основные приёмы   активного слушания  перечислены ниже :
 
1. Поворот тела (или головы) к говорящему.
 
2. Контакт глаз
 
3. Первичная обратная связь (проявляется словесно в виде: ага, угу, хм, да и т.д. или на уровне жестов и движений: кивает головой, барабанит пальцами по столу и т.д.)
 
4. Мимика ( одобрение, осуждение и т.д.)
 
5. Перефразировка услышанного
 
6. Контрольные, уточняющие вопросы
 
7. Промежуточное резюмирование (подводится итог каждой части беседы)
 
8. Окончательное резюмирование и высказывание своей точки зрения
 
Что  даёт активное слушание для пары ?
 
Двусторонний контакт , уверенность в том ,что твой партнёр пытается тебя услышать , внимание и уважение к говорящему  и слушающему и многое другое
 
А самое главное : активное слушание позволяет вам находиться ближе  и лучше  чувствовать  друг к друга.
 
 
 
Хотите научиться  слушать и  понимать своих близких? Хотите что бы ваши близкие понимали вас? Звоните!
 
Дополнительная информация и запись на консультацию по тел: 982-02-88
Ваше имя*:
Контакт (телефон или e-mail)*:
Сообщение*:
Введите текст на картинке*:
* - обязательное поле для заполнения

Rambler's Top100 - http://top100.rambler.ru/top100 Рейтинг@Mail.ru