Санкт-Петербург

 www.spbfamily.ru

Сайт психолога и психотерапевта Бориса Фрейдина

Центр Консультирования Семьи

Телефон для записи на консультацию (812) 982-02-88 ::: Skype nobodyfault

Навигация:

Главная

Психолог для Мужчин

Психолог для Женщин

Психолог для ПАРЫ

Алфавит проблем

Вам

Семейный психолог

Об Измене

Сексолог

Подростковый психолог

Анализируем Подробнее

Ваши письма

Метод

Суть проблемы

Проверь себя

Сотрудничество

Обо мне

Как записаться на прием , ЦЕНЫ и СКИДКИ

Контакты

ОНЛАЙН КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Статьи



Текущая страница: Гиперактивный ребёнок


«Такой ребенок, став на ножки, тотчас же сразу начал бегать. С тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. И даже кушать ему легче, когда стоит, а не сидит. Особо непослушны руки. Они все трогают, хватают, ломают, дергаю, бросают… Его ноги могут целый день носиться, догонять кого-то, вскакивать, скакать без передышки. Ему хочется увидеть все одновременно, но «рассматривая» все, малыш не видит сути. Взгляд скользит лишь по поверхности, не больше, удовлетворяя любопытство. Неусидчивость его бросается в глаза. Он рассеян, и внимание его не может задержаться ни на чем больше мига. Оно также «бегает», как ноги, «выключаясь» и «включаясь» неизвестно как. Кроме этого, такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. У него самооценка на нуле или же немного выше. И неудивительно, что этот комплекс тянется за ним потом, как шлейф, мешая в жизни, особенно тогда, когда он начинает посещать школу». Так описывает гиперактивного ребенка А.И. Баркан в своей книге «Его величество ребенок».
Диагноз «гиперактивность» стал довольно часто использоваться в нашей речи, его используют воспитатели в детском саду по отношению к неугомонному мальчишке, учителя в школе, если какой-то ребенок не дает проводить уроки, родители, которые устали бегать за своими детьми всюду. Давайте разберемся, что же такое гиперактивность, на каком основании ставят этот диагноз и что можно предпринять родителям, чтобы помочь своему ребенку.


СДВГ – синдромом дефицита внимания с гиперактивностью является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с собой и окружающими, нарушения принятия себя и соответственно – заниженной самооценки. Независимо от причин, вызвавших СДВГ, основными признаками проблемы является сочетание трех симптомов с различной степенью выраженности каждого. 


Для того, чтобы оценить возможность наличия СДВГ у вашего ребенка, Вам нужно наблюдать за ребенком в течение месяца и один раз в неделю оценивать наличие симптомов, описанных ниже.
Пожалуйста, обратите внимания на типичные проявления указанных ниже нарушений и определите степень их выраженности у вашего ребенка. Оцените в баллах от 1-го до 5-ти каждый пункт в разделах "  Невнимательность ",   "Гиперактивность", "Импульсивность" . Подсчитайте общее количество баллов. 

 



Если сумма баллов будет cохраняться >60 в течение месяца или станет больше, родителям стоит обратиться к специалисту, для более подробного исследования.
При гиперактивности проблемы с поведением должны появиться в раннем детском возрасте, до 7 лет, и устойчиво сохраняться, длиться как минимум 6 месяцев. Важнее всего то, что такое поведение должно действительно создавать тяжелые проблемы как минимум в двух областях жизни человека: в школе, на игровой площадке, дома, в группе людей, к которой он принадлежит, или в среде, где ему приходится общаться. Следовательно, если у ребенка есть такие симптомы, но они не разрушают его школьную жизнь и отношения с друзьями, то ему не будет поставлен диагноз СДВГ. Такой диагноз не поставят и ребенку, малышу активному на игровой площадке, но не имеющему затруднений в других социальных условиях.В любом случае, диагноз СДВГ ставит только специалист на основании многих факторов. Поэтому если у Вас возникли беспокойства по этому поводу проконсультируйтесь с детским неврологом и психологом.


Не путайте СДВГ и личностные особенности 

Невнимательность, гиперактивность, импульсивность могут быть особенностями темперамента и характера ребенка. Бывает так, что ребенок часто ведет себя спокойно, но как только что-то его тревожит, начинает много двигаться, говорить, невнимательно слушает и т.д. Иными словами можно сказать, что есть «неврологическая» гиперактивность, когда нервная система ребенка устроена так, что он не может не двигаться.

 И «психологическая» гиперактивность, когда ребенок активностью успокаивает себя, снимает свою тревогу или другие чувства. Кроме этого, ребенок по темпераменту может быть очень активным и тогда, это просто является его особенностью, ему в принципе нужно много двигаться, но как правило у таких детей не страдает внимание, они все схватывают налету. Мальчики часто бывают более подвижными чем девочки, это также связано с их конституциональными особенностями. Мы привыкли воспринимать девочек более спокойными, в таком случае если девочка много двигается, ей приписывают гиперактивность, но это так же может быть особенностью ее темперамента или психологической защитой.


«Возрастная» гиперактивность

Трудности в диагностике объясняются еще и тем, что для многих детей 3-6 летнего возраста некоторая гиперактивность является вариантом нормы и отражает неравномерность, асинхронность развития центральной нервной системы. Кроме того, в целом, для данной возрастной группы процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над процессами торможения. Поэтому речь о постановке диагноза СДВГ может идти не раньше достижения ребенком 6 лет.

Исходя из сказанного выше, можно сделать следующий вывод - фактором, определяющем дальнейшие действия родителей, надо считать не наличие гиперактивности в поведении ребенка, а степень ее выраженности и влияния на общий процесс развития. 

Чем опасна гиперактивность?

1) низким качеством жизни ребенка – согласитесь, это не очень приятно, когда ты не можешь достичь желаемого результата, потому что у тебя нет волевых навыков, терпения и достаточного уровня внимания. нарушениями в социализации – ребенку трудно адаптироваться в новом коллективе, привыкать к рамкам и правилам, установленным в школе, наряду с этим есть высокая потребность быть принятым другими. А если желания (потребности, мечты) не реализуются общепринятым способом, присутствует высокая вероятность достичь желаемого через другие формы поведения (манипулирование, криминализация поведения и т.д).

2) нарушениями характера – через формирование депрессивных или, наоборот, агрессивных установок, рост невротизации, истерических и эгоцентрических черт личности. Все это приводит к выработке соответствующих черт характера, которые осложняют взаимодействие с окружающими.существенно большей предрасположенностью к различного рода зависимостям (алкогольной, наркотической, игровой, табакокурению). Как способ бороться с чувствами собственной неполноценности. Этот список можно продолжить. 
Чем полезна гиперактивность?

 Если ребенок научается контролировать свои проявления, развивает волевые качества, усидчивость и внимание, учится справляться с тревогой другими способами. Тогда гиперактивность переходит в конструктивную активность и  за счет изначально большого заряда энергии, человек может добиться больших успехов в деятельности, которую он выбрал.
Важно понимать: правильно и своевременно диагностированная гиперактивность поддается эффективной коррекции; стандартных схем нет, необходим индивидуальный подход к ребенку и разработка персональной коррекционной программы; родители являются не просто участниками коррекционной программы – они выполняют основную роль в процессе коррекции; результат должен нравиться не только вам, но и вашему ребенку. 


Родителям гиперактивного ребенка.

Если гиперактивность обусловлена изменениями в нервной системе, необходимо строго выполнять все предписания врача и правильно дозировать лекарственные средства.Независимо от того, есть ли поддержка лекарственными препаратами или нет, важно уделять время специальной методике воспитания и психологической помощи ребенку.Продумайте режим дня малыша до мелочей. Старайтесь ему следовать. Так ребенок постепенно привыкнет к рамкам и сможет сам себя контролировать.Игра для Вашего ребенка – главное лекарственное средствоСтарайтесь приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. При этом ребенок должен понять цель игры и подчиняться ей. Вам необходимо постараться неусидчивость ребенка перевести в целенаправленную игровую деятельность.Чтобы выработать у гиперактивного ребенка усидчивость, необходимо приучать его играть помимо шумных игр в тихие, используя мозаику, лото и домино. Эти игры учат также концентрировать внимание, что очень понадобится в школе.Давайте нагрузку ребенку на короткие промежутки, делайте между занятиями перерывы, чтобы малыш мог побегать и сбросить напряжение.Чтобы создать условия для концентрации внимания гиперактивного ребенка во время его деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасть ему на глаза.Будьте последовательны и в наказаниях, и в поощрениях.Все старания ребенка и даже слабые попытки что-то сделать, о чем Вы просили, необходимо сразу поощрить.Обращайтесь за помощью к неврологу и обязательно психологу

 



Пример коррекционной программы

На первичной консультации, куда приходят родители вместе с ребенком, психолог наблюдает за поведением ребенка и беседует с родителями. Первое что необходимо выяснить специалисту, есть ли основания полагать, что гиперактивность имеет неврологическую природу. Если возникают такого рода подозрения, мы отправляем родителей на консультацию невролога, мнению которого мы доверяем.

 В качестве  специализированной  психологической помощи предлагается :


 Гармонизацию обстановки в семье ребенка.

Так как обычно поведение ребенка сильно раздражает взрослых и они устают эмоционально, им труднее контролировать себя. В таком случае создается тревожная напряженная обстановка в семье, нередко возникают конфликты. Это делает поведение ребенка еще более сложным, а круг проблем замыкается. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций. Поэтому в программу помимо занятий с ребенком обязательно включены регулярные встречи с родителями. Как правило, они проходят один -  два раза в месяц

Коррекция психологического состояния ребенка.


Часто, когда ребенок попадает к специалисту, даже если это гиперактивность неврологическая, он уже имеет целый ряд наслоившихся психологических проблем. Как правило, это низкая самооценка, проблемы самоконтроля, неуверенность в себе, страх ошибиться, тревожность и т.д. Именно этими вопросами занимается психолог на индивидуальных занятиях с ребенком. Работа ведется в форме игры. Разбираются волнующие ребенка темы, идет работа с границами, ребенок учится контролировать себя.

Взаимодействие со школьными педагогами.

Если это необходимо, психолог пишет письмо или разговаривает по телефону с учителем, дает рекомендации по адаптации ребенка к учебной деятельности и школьному коллективу.

 Коррекционная работа проводится поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным. Когда мы   достигнем устойчивых положительных результаов, можно будет переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности или дефицита внимания и контроля поведения , а затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.

 

                                                                                                                                                                                                           статья написана совместно с  Сапегиной Д.Л.

                                               Дополнительная информация и запись на консультацию по тел:
                                                                            982  02 88

Rambler's Top100 - http://top100.rambler.ru/top100 Рейтинг@Mail.ru